Кредитные споры

 
Не секрет, что банки ориентированы на извлечение прибыли от реализуемых ими продуктов и используют любые возможности для ее увеличения. И подключение заемщиков к страховым программам, включающим страхование их жизни и здоровья, в этом смысле не исключение.
Страхование жизни и здоровья банки используют как способ защиты своих прав и средство обеспечения возвратности выдаваемых кредитов: в случае наступления неблагоприятных обстоятельств в жизни заемщика банк сможет компенсировать выданный ранее потребительский кредит за счет суммы страхового возмещения.
Однако помимо обеспечительной функции подключение заемщика к страховым программам также дает банку возможность дополнительно заработать на комиссии, которую они могут взимать как со страховой компании - за привлечение к ней страхователей, так и со своих заемщиков - за выполнение ряда операций, связанных с подключением их к страховой программе.
А потому нередки случаи, когда банки навязывают своим клиентам страхование их жизни и здоровья. Но тут стоит оговориться: каждый случай строго индивидуален.
Закон предусматривает возможность возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора страхования, когда возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось. Во многих банках имеются на эти случаи специальные банковские образцы заявления на возврат части страховки.
Но, по правде, некоторые банки отказывают в возврате страховки, ссылаясь на условия кредитного договора или заявления на страхование.
Судебная практика в этом вопросе неоднозначна: некоторые суды все же встают на сторону банков, опираясь на принцип свободы договора.
 Услуга по страхованию жизни и здоровья заемщика не считается ему навязанной при выдаче кредита, если он при заключении кредитного договора имел возможность от нее отказаться, о чем, в частности, может свидетельствовать текст заявления-анкеты, в которой графа о страховании им добровольно была заполнена.
На практике некоторые банки предлагают заемщику на выбор несколько кредитных продуктов - с обычной процентной ставкой по кредиту и с пониженной, но с условием подключения заемщика к страховой программе для снижения рисков. Да, в этом случае, у потребителя есть выбор: платить больше, но за деньги, которыми реально пользуешься, либо же – платить меньше, но и денег банк даст  тебе на руки меньше, чем указано в кредитном договоре. Тут невольно задаешься вопросом: а есть ли вообще он – выбор?!
Также, например, нарушением ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" будет ситуация, когда он при заполнении заявления на подключение к страховой программе не указал конкретного страховщика и банк по своему усмотрению сделал это сам, т.е., по сути, действовал произвольно, без надлежащего поручения заемщика.
Совершение банком такого нарушения дает заемщику основание для отказа от навязанной услуги и предъявления требования о возврате всех удержанных с него денежных сумм.
Однако, в любом случае, обязанность доказать тот факт, что страхование ему было навязано банком, должен сам заемщик. Таково основное правило гражданского процесса.
В любом случае потребителям-заемщикам не только  стоит задуматься о возврате страховых премий, но и попытаться защитить свои права в суде.
1323677860 Business